Принципы расчета режима питания и двигательной активности при похудении
16.05.2016
Sweets
Сладкие привычки наших детей
13.06.2016
Показать все

С чего начинается здоровье?

Strawberry

О здоровье можно рассуждать много. Его можно рассматривать с разных сторон. О нем можно говорить часами и днями напролет. По поводу здоровья можно радоваться или огорчаться, о нем можно думать или не думать. И ответственность за него можно брать на себя или перекладывать на других. Однако у здоровья есть одна особенность: оно есть всегда, если человек еще жив. Другое дело – это уровень здоровья, и то, что человек делает с тем здоровьем, которое у него есть на данный момент.
Однако, сначала надо определиться, что такое здоровье, и где искать его истоки? Некоторые относят это к философским темам. Но я думаю, что о здоровье мы можем говорить более конкретно и рассматривать его, как нечто ощутимое и измеряемое в практической жизни.
Есть три первостепенных условия формирования здоровья.
Первое условие – это гармоничный генотип, без повреждений на хромосомном и генном уровне. Этот здоровый генотип позволяет правильно развиваться физическому телу человека начиная от оплодотворенной яйцеклетки и заканчивая взрослым организмом. Повреждения на этом изначальном уровне или дефекты, переданные от родителей по-наследству, изменяют гармоничное развитие человека, приводя к нарушению структур тела и работе отдельных органов, систем органов, нарушениям на метаболическом, биохимическом, физиологическом уровне. Все это, разумеется, снижает изначальный потенциал здоровья, приводя зачастую к самым серьезным проблемам со здоровьем на физическом и психоэмоциональном уровне.
Гармоничность генотипа, отсутствие повреждений на уровне хромосом и генов позволяет сформироваться здоровому полноценному телу при соблюдении следующего, второго условия.
После оплодотворения яйцеклетки должны быть созданы условия для ее полноценного развития и превращения в маленького человечка. Это зависит от того, какими условиями окружает себя беременная женщина, какие биологические и социальные факторы на нее действуют, как она относится к себе, окружающим, что ест, чем дышит, о чем и как думает, каково ее физическое и психическое здоровье. Если изначально генотип достаточно гармоничен, и созданы благоприятные условия для внутриутробного развития ребенка (в плане здоровья матери и грамотного поведения во время беременности), то шансы иметь хорошее здоровье у такого рожденного ребенка высоки. Также немаловажное значение здесь имеет момент родов, отсутствие осложнений и травм у ребенка во время родов и послеродовый период.
Но вот ребенок родился, его принесли домой, Ему исполнился один месяц, другой, третий, полгода и т.д. В каждом ребенке заложена программа развития. Если с генотипом и условиями, в которых находится ребенок, все нормально, то эта программа реализуется соответствующим образом. Ребенок растет, становиться похожим на папу или маму, он овладевает навыками, чему-то учится, что-то познает, у него формируется характер. Он крепнет, растет и радует своих родителей. Любой родитель скажет, что самая большая радость для них — это здоровые дети. И сколько переживаний доставляют дети, у которых не все гладко со здоровьем.
Но даже если потенциал здоровья у ребенка явно не высок, задачей родителей будет удержать его на максимально возможной для этого ребенка высоте. Если есть предрасположенности к физическим и психическим отклонениям, постараться вычислить и свести риски к минимуму. Это требует от родителей глубокого знания своих детей и их особенностей, изучение специальной литературы, разговор со специалистами, умение анализировать и принимать решения и самое главное — верить в своего ребенка.
Пока ребенок маленький самыми важными факторами являются фактор питания, движения, воспитания.
До определенного возраста дети полностью зависят в вопросе питания от тех, кто их кормит. От того, как обеспечивается безопасность и полноценность питания детей, зависит то, что станет с их потенциалом здоровья. Его можно поддержать, увеличить или уменьшить всего лишь контролируя питание, обеспечивая ребенка всеми питательными веществами и убрав из рациона то, что оказывает на его организм негативное воздействие.
К сожалению, практика показывает, что очень немногим родителям получается создать гармоничные и правильные условия в этой сфере. Чаще всего это происходит из-за недооценки фактора питания в развитии и функционировании человека, особенно детей, которые еще растут и развиваются. Недооценка важности питания происходит от незнания или простого невежества в этих вопросах у родителей. Но посмею утверждать, что любой родитель, заботящийся о здоровье своих детей, будет стремиться к получению знаний в этой сфере. А любой, кто поймет связь между питанием, физическим и психическим здоровьем, уже не сможет пускать все на самотек.
Еще один фактор – это физическая активность детей, свежий воздух, прогулки, игры, движение на улице. Между физической активностью и развитием ребенка есть вполне определенная и закономерная взаимосвязь. Дети, которые много и разнообразно двигаются имеют лучшее развитие физического тела, их мозг лучше функционирует, их психическое состояние более стабильно.
Также важно наличие достаточных стимулов развития. С ребенком надо разговаривать, показывать ему все вокруг, комментировать, обучать самым различным навыкам. Одним словом, с детьми надо заниматься.
И следующий важный фактор – здоровая психоэмоциональная среда дома, здоровые отношения между родителями, а также между родителями и детьми. Это во многом зависит от психоэмоционального здоровья самих родителей. Инфантильные, незрелые, деспотичные, равнодушные родители могут покалечить своим воспитанием даже достаточно гармоничного по генотипу ребенка с хорошим потенциалом. Зрелые же ответственные и психически адекватные родители могут воспитанием компенсировать многие недостатки развития детей и помочь им функционировать в этой жизни.
Третье условие формирования здоровья человека– это обеспечение условий для этого самого здоровья после примерно 28 лет, когда завершается формирование физического тела. Человек уже достаточно взрослый, самостоятельный. И ответственность за здоровье ложиться на него самого.
Каждый из нас может поддерживать свое здоровье, укреплять его или убивать. Во взрослом возрасте мы несем ответственность за свое здоровье и можем влиять на него.
Прежде всего, мы можем влиять за здоровье, контролируя свое питание – фактор, который в нашей жизни, пожалуй, легче всего контролировать. На здоровье можно также влиять, изменяя свою физическую активность или занимаясь ей целенаправленно. На здоровье можно влиять, контролируя свои эмоции, желания и свое отношение ко многим моментам в жизни. Это три основные сферы жизни, посредством которых мы имеем прямой доступ к управлению своим здоровьем.
Таким образом, после 28 лет здоровье человека большей частью зависит от его образа жизни, который он сам себе выбирает. От того, что он ест, пьет, как двигается, о чем думает, как реагирует на жизненные ситуации, как справляется со стрессами, чем интересуется, что делает для других, какими людьми и мыслями окружает себя.
Вот так формируется наше с вами здоровье. И наша задача во взрослом возрасте – взять ответственность за свое здоровье на себя. И не только за свое, но и за тех близких, кто окружает нас: родителей, которые нас родили и вырастили, и детей, которые придут нам на смену.
Умение брать ответственность за себя и за других — показатель зрелой гармоничной личности.

Ольга Макаревич
Ольга Макаревич
Биолог, психолог, консультант по питанию. Окончила курс «Медицинские основы формирования здоровья» в Белорусской медицинской академии последипломного образования г. Минска. Занимается частной практикой, консультирует семьи, имеющие детей с особенностями и задержкой развития, поведенческими проблемами.

Комментарии закрыты.