Эйкозапентаеновая кислота
Омега-3, 6, 9 и зачем их нужно есть?
29.09.2017
Alimentary fiber
Что такое пищевые волокна?
09.06.2018
Показать все

Цвет в интерьере и ваше настроение

Color in interior 01

Цвет в интерьере всегда был, есть и будет могучим средством воздействия на душу человека, на его настроение и поведение.

B прошлые исторические эпохи сами формы архитектуры (скульптурный и живописный орнамент) были художественными средствами. В наши дни при так называемой «аскетической оголенности форм» массовой архитектуры цвет становится основным, а часто и единственным средством эстетического воздействия на человека.

При выборе цветовых схем для отдельных помещений, либо всего внутреннего пространства дизайнер и оформитель обязательно учитывает психофизиологическое воздействие цвета на человека. Знание реакций человеческого организма на отдельные цвета и их цветовые сочетания помогает нам откорректировать или создать наиболее оптимальный цветовой климат в интерьере, способствующий улучшению настроения, а, следовательно, и здоровья в целом.

Психологическое же воздействие цвета на человека было замечено людьми еще в тот момент, когда впервые зародилось понимание самого цвета.

В древности окраска служила для выделения некоторых вещей из природной среды — тем самым на них акцентировалось внимание, им придавалось особое значение, ценность или духовный смысл. Окраска предметов окружающей среды всегда была рассчитана на то, чтобы вы-звать у человека определенные эмоции. Так, например:

воины в боевом наряде вызывали у окружающих возбуждение и страх;

жрецы и культовые предметы (например, раззолоченные и убранные цветами жертвы) — благоговение, восторг, экстаз;

цари, одетые в золото и драгоценные камни — трепет и дрожь, а также чувство собственного ничтожества перед таким великолепием;

пестрые циновки и яркое убранство жилища — чувство праздничности, переключения из режима труда на режим отдыха и семейных радостей.

Иными словами, на практическом уровне эмоциональное воздействие цвета было очень хорошо освоено и активно использовалось людьми с древнейших времен.

В настоящее время, когда непосредственное ощущение цвета слабеет и усложняется, возникает потребность выяснить для себя и зафиксировать существующие связи в системе «человек — цвет».

Например, для производства, торговли, рекламы, дизайна эта проблема становится значимой и даже прибыльной. Ею занимаются многие ученые (физиологи, психологи, медики и др.). Так, в результате научных открытий, было определено, что: красный цвет возбуждает деятельность большинства систем человеческого организма; синий — успокаивает; зеленый цвет является оптимальным для зрения и т.д.
В соответствии с этими выводами цвет стали широко использовать в производственной среде как средство оптимизации производственного процесса, а также в медицине — как средство терапии.

Вызываемая цветом эмоциональная реакция объясняется способностью человека к ассоциациям. Так, например оранжевый цвет человеком воспринимается как горячий и сверкающий, способный согреть и стимулировать к деятельности. Этот цвет может то успокаивать, то возбуждать. Синий цвет напоминает нам о воде и небе. Под его воздействием уменьшается мускульное напряжение, и он может снижать, как уже установлено медиками-практиками кровяное давление, успокаивать пульс и регулировать ритм дыхания.

Ассоциации, связанные с восприятием цвета легли в основу деления цветов спектра на теплые и холодные. В международной практике принято следующее деление: цвета зеленый, зеленовато-голубой, синий, сине-пурпурный — относятся к гамме холодных цветов, а цвета от желто-зеленого до пурпурно-красного — к гамме теплых. Такое деление обосновывается тем, что преобладающим цветом в естественном освещении холодных дней является — синий цвет, а солнечный же цвет — желтоватый (теплый), преобладает в естественном освещении теплых дней.

Моделирование цветового климата.
Приступая к созданию цветового климата в помещении, прежде все-го необходимо решить такой вопрос: какой должна быть общая цветовая гамма в данном интерьере — возбуждающей, тонизирующей или успокаивающей…
Этот вопрос может решаться в зависимости от художественного замысла объекта, либо от его назначения.
В практике моделирования цветового климата выделяют несколько классов объектов по его назначению.
К первому классу относятся чисто производственные объекты (фабрики, заводы, административные здания, научные, учебные, медицинские, детские, проектные учреждения и др.).
В интерьерах этого типа, как правило, цветовая отделка проектируется в соответствии с нормами и правилами на основе принципа функционально-технологической целесообразности.

Иллюстрация 1

Ко второму классу относятся объекты, в которых обеспечиваются оптимальные условия для зрительной работы (предприятия общественного питания, торговые учреждения, спортивные залы, читальные залы библиотек зрелищные помещения, некоторые выставки (делового характера) и др.). В интерьерах этих помещений большое значение приобретает фактор эстетического и даже художественного воздействия цвета на человека.

Иллюстрация 2

К третьему классу относятся объекты, где человек отдыхает, развлекается или занимается чисто духовной работой (мемориальные сооружения, программные репрезентативные выставки, музеи особого характера, некоторые зрительные или концертные залы, рестораны, аттракционы и др.). В таких помещениях при выборе цветового решения руководствуются исключительно художественным замыслом. Но и здесь дизайнер, художник, оформитель не может не учитывать научные данные о психологическом воздействии цвета.

Иллюстрация 3


Итак, возбуждающие цвета уместны там, где требуется большая двигательная активность или мышечное напряжение, где нужно развеселить и взбодрить человека, восполнить дефицит эмоций, повысить нервно-психический тонус. Яркими примерами могут служить помещения ресторанов и кафе, аттракционы и ярмарки и т.д. К этой цветовой группе относятся цвета оранжевые, красные, желтые. Следует также помнить, что возбуждающим действием обладают и контрастные сочетания насыщенных цветов, например красный с зеленым и др.

Иллюстрация 4


Тонизирующие цвета могут применяться в любой производственной обстановке или в любых общественных интерьерах, где не ставятся задачи особо направленного духовного воздействия на человека, но нужно под-держать в нем деловую бодрость и работоспособность.
К тонизирующим цветам относят, как известно, оранжевый и желтый цвет, а также некоторые зеленые (типа травяных и лиственных).
Желтый цвет особо рекомендуется в помещениях для напряженной умственной работы, а также для дневного пребывания детей в жилых комнатах.

Иллюстрация 5


Успокаивающие цвета — зелено-голубые, голубые и синие — при-меняются обычно в помещениях для пассивного отдыха (в спальнях, холлах, фойе зрелищных учреждений, некоторых залах собраний или аудиториях и др.), иными словами, там, где требуется успокоить нервную си-стему человека, затормозить его двигательные реакции и снизить интенсивность эмоций.

Иллюстрация 6


В холодной спокойной гамме решаются также некоторые сугубо деловые репрезентативные помещения (кабинеты администрации, приемные (офисы), вестибюли административных зданий и др.).
Чаще, однако, голубой и синий цвета употребляются для компенсации вредного действия избыточного тепла, в так называемых южных помещениях и горячих цехах.
При различных трудовых процессах имеют место те или иные производственные вредности или угнетающие факторы (пыль, избыточное тепло, холод, влажность, многолюдие, теснота, недостаток кислорода, избыточная длина помещения, недостаток естественного света и пр.). Многие из этих вредных факторов могут быть в значительной степени нейтрализованы при помощи разнообразной окраски. Здесь, как и везде, требуется творческий подход к решению каждой конкретной задачи, так как с одним и тем же вредным фактором в разных случаях следует бороться разными способами.
Универсальных рецептов не существует, можно лишь привести некоторые примеры.
Например:
в помещениях с избыточными выделениями тепла или холода рекомендуется соответственно холодная или теплая гамма окраски;
в шумных помещениях желательно применение «тихой» гаммы — холодных и малонасыщенных цветов;
в помещениях с избыточной влажностью хорош белый цвет в виде облицовки глазурованными плитками (его можно дополнить голубым, зеленым и подчеркнуть черными акцентами);
в пыльных помещениях рекомендуется окраска более насыщенная и контрастная, так как под неизбежным слоем пыли все цвета смягчаются и сближаются;
в многолюдных помещениях цветовая гамма должна быть как можно спокойнее, независимо от прочих условий.
Запахи также можно отчасти нейтрализовать цветом с противоположным психологическим воздействием. Так, при выделении сладких запахов лучше применять «горькую» гамму: синие, зеленые, голубые с белым и черным; при горьких запахах можно применять теплую гамму; при очень неприятных запахах лучше всего максимально гигиеничная гамма: белый, светло-голубой, светло-серый.
Впрочем, иной раз негромкий, но ненавязчивый шум можно пере-крыть сильным организованным звуком, а «мельтешение» в поле зрения сделать незаметным, включив в визуальную структуру броское цветовое пятно (росписи, панно, картины и др.).
Однако, цвет сам по себе, взятый отдельно, ни хорош, ни плох, но в некоторых ситуациях он может стать прекрасным, а в других — неуместным или даже безобразным.
Итак, из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему цвета, для нас особенно важными становятся вопросы, связанные с пси-хофизиологическим его влиянием на человека. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.
Красный — возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма и на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
Оранжевый — тонизирующий, действует в том же направлении, что и красный, но слабее, также ускоряет пульсацию крови и улучшает пище-варение.
Желтый (самый светлый в спектре) — тонизирующий, физиологически оптимальный и наименее утомляющий, а также стимулирует зрение и нервную деятельность.
Зеленый (самый привычный для органа зрения) — физиологически оптимальный цвет, который уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, а также успокаивает и облегчает невралгии и мигрени и на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.
Голубой — успокаивающий цвет и снижает мускульное напряжение, кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.
Синий — успокаивающее действие переходит в угнетающее и способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.
Фиолетовый — соединяет эффект красного и синего и производит угнетающее действие на нервную систему человека.
Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, обладают не-одинаковой способностью вызывать психические реакции. Одним из немаловажных моментов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет.
Помимо ассоциаций, связанных с восприятием цвета, при моделировании цветового климата помещений в котором будет находиться человек, учитывают и его цветовые предпочтения. Так как человек — существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции — состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. С этой точки зрения все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы:
А). Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Цвета этой группы действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой (дети, подростки, молодежь, люди обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой).
Б). Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачерненные), а также ахроматические. Нюансные сочетания. Цвета этой группы скорее успокаивают, чем возбуждают, они вызывают сложные, неоднозначные эмоции (предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой).
Однако, как вы прекрасно понимаете, закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды.
Проблема цветового климата среды всегда была и остается актуальной, так как человек чувствует себя достаточно комфортно лишь в той среде, которая в известной степени повторяет его собственные качества, является как бы его опосредованным отображением, или «портретом». Поэтому обладать навыками моделирования личного WELLNESS-пространства средствами дизайна и цвета в современной жизни является первоочередной задачей каждого для создания настроения и укрепления здоровья.

Задать вопрос автору можно здесь.

Марина Демидко
Марина Демидко
Архитектор-дизайнер, кандидат педагогических наук, доцент. Ключевой эксперт по созданию личного WELLNESS-пространства средствами дизайна и комфортных взаимоотношений.