Наша современность интересна тем, что насыщена настолько огромным количеством изменений в единицу времени, которое еще сто лет назад не могли предполагать даже маститые философы! Представьте себе: половина из ныне живущих активных граждан успела покататься на паровозах, училась считать на арифмометре и логарифмической линейке, а потом создала грандиозную IT-индустрию, виртуальную реальность, новую парадигму человеческого существования!
Не все из этих изменений можно назвать положительными, тем не менее есть одно направление прогресса, которое не может не радовать — поворот технологий в сторону их большей экологичности. А из всех «зеленых» новинок особенно радует развитие электромобилей!
Во все времена, несмотря на размещение гигантских предприятий внутри городов, самым главным загрязнителем воздуха внутри мегаполисов оставался автотранспорт! Именно поэтому переход городского автопарка на электрическую тягу мы можем только приветствовать!
Главная задача нашего журнала: донести идею того, что Вэлнэс — это не просто здоровая еда, полезные добавки и физкультура, а вообще все окружение. Чем более экологичной будет среда вокруг нас, тем более здоровыми будем и мы сами! Это очевидная истина, о которой почему-то мало кто задумывается!
И вот поэтому мы хотим представить удивительную команду предпринимателей, которые хотят действительно кардинально изменить ситуацию и сделать так, чтобы электромобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни, чтобы он стал доступен буквально каждому!
Несколько лет назад группа товарищей во главе с Игорем Ошариным и Владимиром Дубровским решили, что в Беларуси должен быть свой собственный электромобиль!
О том, как пришла идея и налаживалось производство, мы побеседовали с директором компании ООО «СидусАвто» Владимиром Дубровским.
MW: Владимир, кому первому пришла идея создания автомобиля собственной разработки и почему вы не захотели заняться обычной перепродажей машин какой-нибудь уже существующей марки?
ВД: Зайду издалека. Мы считаем, что самым ценным ресурсом любой страны, а в особенности Беларуси, является интеллектуальный потенциал ее граждан. К сожалению, несмотря на то, что у нас в республике существует множество высокотехнологичных предприятий, для большинства наших жителей образ Родины рисуется весьма серыми красками, дескать, «отсталая полуаграрная страна»! Эта ситуация сложилась благодаря ряду причин, но одна из них, по моему мнению, — это то, что все наши достижения находятся в секторах, далеких от бытового потребления, в связи с чем они ускользают от взора подавляющего числа обывателей. Именно поэтому мы и решили организовать свой бизнес не как простые «перекупы», а как настоящие производители, которые могут реализовать проект от идеи до тиражного воплощения в металле! Так как автомобиль видят все, а его необычность неизменно притягивает внимание, то и белорусское происхождение этой новинки станет известно всем и никого не оставит равнодушным! Электромобили — это тренд нынешнего столетия и одно из самых высокотехнологичных направлений промышленности, в связи с чем мы уверены, что смогли дать каждому белорусу осязаемый повод для гордости!
Впервые идея создания такого автомобиля пришла в голову Игорю Ошарину, когда он работал в Москве и часто взаимодействовал с китайскими партнерами. Ему приходилось часто ездить в командировки в Китай. В том числе и на китайский автомобильный концерн «Личи». В результате мы пришли к тому, чтобы организовать совместное конструкторское бюро в РБ и Китае, а производство в Китае!
Игорь собрал группу единомышленников, которая учредила предприятие ООО «СидусАвто» (в переводе с латыни «Сидус» — это «звезда»), взяла в аренду производственную линию у «Личи» и выпустила первую партию автомобилей собственной разработки!
Забегая вперед, скажу, что руководству концерна очень понравился наш совместный автомобиль и они предложили выпустить его под собственным брэндом для китайского рынка. Впоследствии его сделали и для Европы под другим названием. Таким образом, этот малыш существует сейчас в трех инкарнациях: отдельный авто для рынка Беларуси и СНГ, отдельный для рынка Китая и отдельный для рынка Европы.
Отсюда следует (и я хочу это еще раз подчеркнуть): если вы владеете конструкторским бюро, можете создавать хорошие продукты, то ваши замечательные идеи могут реализоваться самым неожиданным образом!
MW: А для кого предназначен этот автомобиль, кто может быть его главным покупателем?
ВД: В первую очередь, мы позиционировали его как продукт В2В, то есть для юридических лиц, деятельность которых сопряжена с большими транспортными расходами, как то: обмерщики окон; специалисты мебельных компаний, выезжающие на замеры к заказчику; доставка пиццы, продуктов питания, лекарств, кормов для животных, службы доставки интернет-магазинов; предприятия с большими территориями, где различным ИТР и представителям руководящего звена требуется перемещение из конца в конец; шахты калийного комбината; каршеринг, наконец! В общем, есть достаточно много потенциальных покупателей нашего автомобиля. И, конечно, обычные граждане! Например, люди из пригорода, которые ежедневно ездят в офис и обратно, менеджеры компаний, совершающие много поездок по городу, мамочки, которые возят детей в детсад, школу и на дополнительные занятия, студенты, да, впрочем, любой человек, кто хочет получить самый дешевый и экологичный способ перемещения в пространстве! Ведь цена зарядки на 100 км пробега стоит всего полтора рубля!
MW: Итак, мы разобрались с тем, как этот автомобиль появился на свет, поняли для кого он предназначен и может быть интересен. Может быть тогда Вы расскажете о его технических характеристиках и преимуществах для пользователей?
ВД: Разумеется! Если говорить коротко — наш автомобиль создан из преимуществ! Он сам и есть — преимущество! А если серьезно, то давайте считать…
Берем юридические лица. Сейчас для них одно из главных преимуществ — возможность легально приобрести наш электрокар без всевозможных «серых» схем, так как это белорусский автомобиль! Он сертифицирован в Беларуси, он сертифицирован для таможенного союза, у него белорусский VIN, его можно легально взять в лизинг, самортизировать за три года, потом продать и он еще долго будет служить кому-то еще.
Теперь о затратах на содержание. Все, что требуется по техническому регламенту, это замена масла в КПП раз в 30000 км в объеме полтора литра и замена тормозных колодок по мере износа! Про резину я умалчиваю, так как этого требуют все автомобили, хотя и тут есть один плюс: на свой автомобиль мы купили на авторынке российскую зимнюю шипованную резину за 180 рублей все четыре колеса. Четыре колеса за 180 рублей, ребята, за СТО ВОСЕМЬДЕСЯТ РУБЛЕЙ!
Аналог электрокара (от другого производителя) с кислотным аккумулятором будет стоить порядка 20 тыс. долларов. Плюс к парку таких автомобилей нужна еще зарядная станция с дополнительными разрешениями, специалисты по обслуживанию, которые профессионально обращаются с кислотой, с электролитом. Это всё дополнительные скрытые затраты. А у нас ничего этого не требуется — тут литий-ионная батарея. Ты открываешь ее лючок, просто включаешь в розетку зарядный блок и она заряжается без каких-либо дополнительных затрат. Любой сотрудник после рабочей смены включил его на парковке в розетку и на утро получил полностью заряженный автомобиль на более чем 100 км пробега! При этом стоит электроника, которая автоматически отключает зарядку после того, как аккумулятор полностью зарядился! То есть перезарядка невозможна!
Средний срок службы батареи — это 10+2 лет. Гарантия машины 3 года или 40 тыс. пробега.
На одной зарядке аккумулятора он может проехать гарантированных 100 километров всего лишь за 1,5 белорусских рубля!
Сейчас пытливый читатель может вооружиться калькулятором и пересчитать свои пробеги, затраты на бензин и прочее, чтобы получить наглядную картину применительно к собственному бизнесу!
О комплектации: в электрокаре ООО «СидусАвто» есть все!
В базовой комплектации на нашем автомобиле установлены: центральный замок, АБС с рекуперацией, электростеклоподъёмники, усилитель руля, система устойчивости, задние противотуманные фонари, литые диски, противооткатная система, громкая связь, полноценный монитор с USB, AUX, кондиционер, камера заднего вида, датчики давления в шинах и под заказ возможен кожаный салон, разумеется!
Варианты показателей приборной панели |
---|
MW: Насколько безопасен этот автомобиль и какие у него степени защиты пассажиров?
ВД: Эта машина считается безопасной для вождения и управления, пригодна для эксплуатации на дорогах общего пользования. Она прошла все краш-тесты и имеет, в том числе, европейский сертификат. У нее цельнометаллический корпус, скорость до 80 км/час, поэтому подушек нет, но ремни безопасности есть. В Европе этой машиной можно управлять без прав и с 17 лет и это тоже говорит о ее безопасности.
MW: Планируете ли вы выпуск более крупного автомобиля?
ВД: Безусловно! Следующий автомобиль уже разработан, из-за пандемии новую модель пришлось притормозить, но в ближайшее время мы его планируем привезти. Это будет «убийца» Тесла, так как он уже большой — пятиместный, запас хода больше 400 км, максимальная скорость 130 км/ч. По идее, из Минска на нем можно будет доехать в любую точку Беларуси, подзарядить за 30–40 минут в пункте прибытия и вернуться обратно в Минск.
Личные ощущения от вождения этого автомобиля, наверное, самые невероятные, несравнимые с впечатлениями от любого другого транспорта! Автору этих строк за свою жизнь довелось поездить за рулем более пятидесяти автомобилей различных марок — от инвалидных колясок обеих модификаций до микроавтобусов и грузовиков!
Каждое из этих транспортных средств, помимо разницы физических ощущений от уровня комфорта при перемещении в пространстве, оставило и свой уникальный неизгладимый эмоциональный след! Но, когда я ехал на тест-драйв данного белорусско-китайского чуда, у меня не было какого-то определенного ожидания. Кроме того, это первый электромобиль в моей жизни… Но начнем по-порядку!
Если брать известные автомобильные марки, которые каждый читатель уже мог встречать в Беларуси, то самым близким по форм-фактору будет Smart. Это такой же двухместный автомобиль, с той лишь разницей, что в нашем случае багажник вынесен за пределы салона и установлен там, где у «Смарта» находится третья дверь. В связи с этим еще больше подчеркивается его миниатюрность и возникает резонный вопрос — а влезу ли я туда вообще? Но, если вы опасаетесь, что колени будут закрывать уши (как в миниатюре Петросяна, который когда-то давным-давно издевался над «Запорожцем») то напрасно! Наш герой позволяет прекрасно войти и выйти, а также предоставляет достаточно много места внутри, что для моего роста в 180 см оказалось даже слишком, пришлось двигать сиденье вперед! Правда, если вы едете не в одиночку, то все вещи, включая портфель, придется положить в фирменный багажник.
Для меня, как человека, привыкшего к большим автомобилям, у которых багажник где-то далеко-далеко, возможность развернуться на пятачке полтора на полтора метра оказалась культурным шоком! Выручила камера заднего вида: я ожидал, что вот-вот багажником врежусь, а на камере еще расстояние в два корпуса! Это впечатляет! А полный разворот, когда ширины двухполосной проезжей части хватает с запасом, превзошел все ожидания!
При разгоне кажется, что ты идешь на взлет! С одной стороны, спину немного-таки прижимает к креслу, не вжимает, как это было у меня на трехлитровом турбодизеле BMW, но именно слегка прижимает, что дает ощущение разгона. К слову сказать, что Крайслер Конкорд со своим 2.7 литровым атмосферником и 202 лошадиными силами такого чувства драйва не давал, наоборот, на нем хотелось мееедленно перемещаться!
С другой стороны, ощущение взлета возникает из-за характерного звука двигателя, похожего на звук взлетающего реактивного истребителя: постепенное повышение тональности по мере того, как показатель спидометра движется вверх! Хозяин автомобиля сказал, что именно этот экземпляр проходил сертификацию и его двадцать раз разбирали. В результате вся шумоизоляция канула неизвестно куда. Но в серийных автомобилях будет более спокойный звуковой фон. Хотя, скорее всего, совсем бесшумным он не станет.
При движении с постоянной скоростью шум в салоне вполне сопоставим со звукоизоляцией других автомобилей этого ценового диапазона.
Скорость на данной модели по паспорту ограничена 80 км/час. Мы не пытались выжать из нее максимум и проверить реальные возможности, но, когда совершенно случайно обнаружили, что движемся 86 км/час, сразу же надавили на тормоз! К слову будет сказано: скорость на ней не чувствуется совершенно! У меня получилось войти в поворот на т-образном перекрестке на 80 км/час просто потому, что вовремя не глянул на спидометр, а вел машину так, как будто у меня в руках «Крайслер»! Этот маневр заставил весьма существенно понервничать хозяина, но автомобиль справился великолепно!
Неровности и ямки ощущаются, хотя я думал, что будет хуже. Ну и что же вы хотите — жесткая подвеска и маленькие колесики в 12 дюймов! А вы думали, будете входить в поворот на 80 км/час и ямок не чувствовать? Тот же Форд Эскорт в спорт-версии отсчитывал все бугорки и неровности еще пуще… В общем, кого это раздражает, то с городского асфальта лучше не съезжать. Но опять же, ребята, полтора рубля на сто километров! За это данному малышу можно простить все!
Автомобиль весьма своеобразный и неординарный, дарит кучу незабываемых эмоций, имеет все мыслимые опции комфорта, даже датчики давления в шинах! Цельнометаллический, неприхотлив в обслуживании, заряжается от обычной розетки в 220 В, запарковать можно в любую городскую щель, но, самое главное, стоимость проезда — 1,5 рубля на сотню километров! Таким образом: в качестве коммерческого транспорта — это решение, не имеющее аналогов! А с учетом того, что его можно взять в лизинг, то в итоге может оказаться, что экономия на обслуживании обычного бензинового автомобиля компенсирует большую часть лизинговых платежей! По факту организация с большим количеством поездок по городу сможет зарабатывать на самой эксплуатации этого автомобиля! Стоит также иметь в виду его неоценимый вклад в оздоровление экологической ситуации внутри городов и в стране в целом!
Что касается рядовых граждан, то тут тоже есть ряд преимуществ: дешевый километр, удобство, комфорт и защищенность! Обратите внимание на сколько популярны сейчас стали всевозможные электросамокаты, электровелосипеды, электроскутеры и электромотоциклы! Но давайте сравним: приличный самокат стоит около тысячи долларов, велосипед — больше двух, а едут они максимум на 50 километров! В качестве игрушки их можно рассматривать, а вот как средство для решения каких-то домашних вопросов, увы нет! Даже электрический мотоцикл, который едет также, как и наш герой, стоит половину от его цены, с одной стороны, а с другой стороны — ориентирован на очень узкую и специфичную аудиторию!
А теперь возьмем наш «Сидус» — комфортная посадка, защита от всевозможных погодных неожиданностей, летом — кондиционер, зимой — обогрев, рядом нет никаких попутчиков со странными вирусами, вы можете ехать в парадном костюме или вечернем платье, вы можете взять с собой сумку или портфель, кучу пакетов с продуктами, можете взять подругу или ребенка и все это при цене в ПОЛТОРА рубля за сто километров! Да это же дешевле, чем проездной на все виды транспорта, про комфорт которого мы скромно промолчим! В общем, дамы и господа, паненки и паны, товарищи, если сложить все вышесказанное, то вывод очевиден!
И мы можем с гордостью сказать: «Купляйце беларускае!»