Худеем с Вэлнэс
Как похудеть и заработать?
25.02.2021
Показать все

Путь к эмоциональному здоровью: основы восприятия внутреннего пространства интерьера

Пример интерьера

Роль ритма в восприятии пространственной структуры. Одновременно простое и сложное понятие, без которого нам никогда не постичь многих тайн дизайнерского искусства, — это красота. Но не бриллиантово-изумрудная роскошь дворцов старика Хоттабыча, а красота осмысленная, сообразная времени, месту и цели оформления интерьера помещения. В дизайне интерьера, слово красота, означает что-то вроде «разумной и уместной красоты», т.е. хорошего вкуса, чувства стиля. Но, помимо вышеназванных понятий, присутствует еще одно понятие, такое как «дух интерьера». Дух, душа. Что-то неуловимое мы находим в этих словах. «Душа человеческая», «Дух святой» — от этих слов произведено, по видимому и слово «вдохновение», то есть созидательный, творческий порыв.

Но при чем тут интерьер? Может ли у неодушевленных объектов быть дух, душа?

Вспомним музыку. Музыка — это образный язык, на котором музыкант говорит с окружающим его миром. Композитор, создающий музыкальное произведение рассказывает о себе и окружающих его людях, о времени, в котором он живет. В музыке живет душа ее создателя. Так и в интерьере живет душа его создателя. Одни интерьеры подавляют человека своим величием, другие — настраивают на работу, либо на отдых, третьи — прельщают уютом и гостеприимством, четвертые — веселят и восхищают. И вот, что замечательно, что все эти образы не только плод нашего воображения. Такой дизайн, либо оформление интерьера задумано и создано дизайнером, либо его создателями. Эти интерьеры такими придумали. Выполнили в соответствии с определенным замыслом, или будем называть «умыслом». Этот самый умысел командует и пользой и красотой. И именно хитрая идея-умысел с давних времен и определяет пользу либо красоту или то и другое одновременно.

Величественный могильник Нью-Грендж в Ирландии — самое ста-рое из известных нам подобных сооружений. Он старше знаменитых египетских пирамид. Лишь узкий проход соединяет эту каменную громаду с внешним миром. Оказалось, что создан этот коридор не только для людей, посещающих гробницу. Раз в год через этот проход в погребальную камеру вот уже 6 000 лет входит… солнце. Только с одной — единственной точки в небе может «заглянуть» небесное светило в узкую щель. И в этой точке оно оказывается именно в день зимнего солнцестояния. Совпадение? Нет. Расчет. Умысел древних солнцепоклонников, прекрасно знавших астрономию…

Итак, отметим, что польза, красота и повелевающая ими идея-умысел — вот основные ключи, которыми открывается путь в прекрасный мир эмоций, созданный дизайном интерьера. И в этом мире немаловажным являются правильно поставленные акценты.

Выделим основной из таких акцентов — это ритм — можно отметить, что ритмическая организация пространства интерьера оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие на человека. Ритм, по словам Гете усиливает связи человека с действительностью. Человек не может существовать в неупорядоченном мире и чтобы ориентироваться в массе случайных образов и форм, он пытается сгруппировать их по определенным признакам и выявить закономерности их повторяемости. Особенно важным оказывается эмоциональное воздействие ритмов искусства на человека. Еще Аристотель и Платон указывали на связь ритма с духовной жизнью и эмоциональным состоянием человека. В интерьере ритм выявляет композиционную структуру пространства, регулирует пространственно-временные изменения формы, создает основы для эмоционально-эстетического воздействия пространства на человека. Назначение интерьера (его польза), заложенная в нем идея, влияющие на формирование пространства, определяют характер ритма различных элементов интерьера (свет, цвет, мебель, декоративные элементы и т.д.).

Первый пример ритмической группы Вторая ритмическая группа

От количества элементов составляющих ритмическую группу, от частоты повторения ритмических групп зависят наши чувства: возбуждение, успокоение, радостная приподнятость, строгая уравновешенность. Но может возникнуть и отрицательная эмоция, причиной которой может стать чрезмерное количество ритмических элементов, насыщенность ими интерьера. Может возникнуть и угнетающая монотонность, которая вредна и опасна. Поэтому желательно выработать оптимальные режимы ритмизации интерьера. В качестве элементов ритмического ряда могут выступать любые составляющие интерьера: пространственные звенья, конструктивные элементы, их фактура, а также цвет, свет, светильники, мебель и обо-рудование, декоративные элементы. Поскольку ритм в интерьере, является понятием полифонным, и его развивают все составляющие интерьера, то любой его элемент может оказаться ведущим.

Масштабные связи внутреннего пространства интерьера. Следующая акцентная величина интерьера — масштаб. Дизайнер стремится к построению рациональной и красивой объемно-пространственной структуры интерьера, к выбору оптимального ритмического строя, преследуя основную цель — создать интерьер, соразмерный человеку, отвечающий его физическим и духовным по-требностям.

Выбор масштабного строя интерьера, в основном зависит от его стилевой направленности. Особенностью масштабных связей является соразмерность отдельных элементов интерьера человеку, выраженная через «определители масштаба». Такими определителями в интерьере являются мебель, оконные и дверные проемы, светильники, рисунок декоративных пятен и т.д. Масштабность интерьера еще зависит и от того, насколько полно учитываются все масштабные связи интерьера. Отметим, что в пределах каждого масштабного строя возможен выбор крупного, среднего и мелкого масштаба, что придает интерьерам различную эмоциональную окраску.

Определители масштаба в интерьере

Реальное и иллюзорное пространство интерьера. Окончательное представление об объемно-пространственной структуре интерьера складывается лишь с учетом поправок, вносимых зрением человека. Поэтому знание основных типов оптических иллюзий не помешает человеку для понимания его эмоционального состояния.

История «зодчества» указывает на два способа использования в интерьере оптических иллюзий. Первый способ состоит в подчеркивании и усилении качеств формы, а второй способ представлен зрительным «разрушением» материальной формы.

Наиболее яркими мастерами оптических иллюзий были зодчие Древней Эллады. Изменение расстояния между колоннами в здании, различная степень пластической проработки освещенных и затененных плоскостей помещения, а также остроумное использование цветовых сочетаний на затененных участках в интерьере являются примером сочетания архитектурной интуиции и точных знаний профессионалов в дизайне интерьеров разнообразных помещений. Меняя расстояние между колоннами, толщину ритмически повторяющихся в интерьере элементов и придавая кривизну горизонтальным линиям помещений, греческие мастера достигали эффекта абсолютной четкости и строгой рациональности в построении целостной композиции интерьера.

Если мастера-греки при помощи зрительных иллюзий пытались сохранить впечатление об истинных физических размерах и правильной геометрической форме деталей и элементов интерьера, то мастера готики в своем творчестве использовали способность человеческого глаза вносить оптические коррективы для усиления какого-либо одного элемента, не вступая в противоречие с оформлением всего интерьера, а лишь, тем самым подчеркивая и усиливая его. Так помпезность и величие интерьера помещения, куда попадал человек, его создатели пытались подчеркнуть и усилить с помощью вертикальных линий всех элементов интерьера. Данный прием, можно наблюдать и в оформлении современных интерьеров. Это обилие вертикальных линий, как на мебели, так и на портьерах, а также отделочных материалов с обилием вертикальных линий.

Мастера барокко использовали знания законов зрительного восприятия для выражения идеи разрушения всякой формы. В интерьере использовались всевозможные кривые, ломаные и спиральные линии формы, а также однотипные приемы оптических иллюзий использовались в декоре и художественно-декоративных элементах.

Колонны барочных соборов, перечерченные под разными углами спиральной насечкой, в силу иллюзии Цельнера кажутся непараллельными и доводят до предела у присутствующих в таком помещении впечатление нематериальности и иллюзорности.

Иллюстрация иллюзии Цельнера

Можно отметить, что при оформлении современных интерьеров также нашли свое воплощение разнообразные способы оптических иллюзий, так широко используемые в своем творчестве мастерами про-шлого. В современных интерьерах находят воплощение оптические иллюзии Целльнера– это искажения формы какой-либо геометрической фигуры параллельными прямыми или концентрическими окружностями.

Значительная группа оптических иллюзий обязана своим проис-хождением иррадиации, то есть зрительному увеличению размеров белого (светлого) пятна, по сравнению с темным. Примером может служить приведенный ниже рисунок, на котором белые фигуры кажутся больше черных.

Пример иррадиации

Большой интерес представляет группа оптических иллюзий, связанных с оценкой размеров объекта в зависимости от величины окружающих предметов. Считается, что такие иллюзии связаны с общепсихологическим законом контраста. В соответствии с данным законом любой предмет, фигура и каждый их элемент воспринимаются не изолированно друг от друга, а вместе с их окружением. Доказательством данной иллюзии, основанной на законе контраста может служить кажущееся неравенство средних кружков в фигурах. Это отчетливо можно пронаблюдать на представленном ниже рисунке.

Иллюзия оценки размеров объектов

Эти кружки равны, но кажутся различными по величине, изменяясь в сторону преувеличенной разницы с окружающими их кружками. Данное правило справедливо и для отрезков прямой, отдельных фигур, целых плоскостей и так далее.

Важным эффектом для оформления интерьера, является кажущееся увеличение вертикальной протяженности предмета по сравнению с гори-зонтальной. Переоценка длины отрезков также зависит и от того, чем за-канчиваются эти отрезки, что приводит к кажущемуся удлинению одного отрезка по сравнению с другим. Переоценка острых и тупых углов приводит еще к одной иллюзии, выраженной в искривлении линий и искажении формы. Острые углы кажутся больше истинных размеров. Этот эффект лежит в основе возможности создания иллюзии непараллельных прямых для параллельных линий. Этот же эффект непараллельности сохраняется под влиянием последовательного образа. Если человеку некоторое время смотреть в точку пересечения прямых линий, то параллельные прямые искривляются подобно тому, как это видно на ниже представленном рисунке.

Эффект иллюзии непараллельных прямых для параллельных линий.

Из вышеперечисленной группы зрительных иллюзий большой интерес в творческой деятельности по оформлению интерьера представляет иллюзия Цельнера. Это иллюзия искажения формы квадрата параллельными прямыми или центрическими окружностями.

Еще одна иллюзия очень важна для дизайнера и учитывается им при заполнении декоративными элементами плоскостей помещения. Она заключается в том, что всякое заполненное пространство кажется больше незаполненного.

Пустой и заполненный квадраты.

Знание законов оптических иллюзий позволяет авторам по оформлению интерьеров использовать эти законы с наибольшим эффектом с целью создания интереснейших композиционных решений пространств интерьеров, тем самым оказывая эмоциональное воздействие на человека (улучшая его эмоциональное здоровье). Если бы вы попробовали нарушить базовые составляющие эмоционально здоровых людей, то увидели бы, что среди таких элементов будет выступать и то пространство жизни, в котором находится постоянно человек (экстерьер и интерьер).

Задать вопрос автору можно здесь.

Марина Демидко
Марина Демидко
Архитектор-дизайнер, кандидат педагогических наук, доцент. Ключевой эксперт по созданию личного WELLNESS-пространства средствами дизайна и комфортных взаимоотношений.